Рекомендации по размещению и актуализации сведений об адресах в Государственном адресном реестре В целях организации, координации, контроля и выполнения работ по наполнению Государственного адресного реестра (далее – ГАР) сведениями об адресах объектов адресации, а также по их актуализации сформированы в электронном виде (Excel) списки адресов объектов налогообложения в разрезе муниципальных образований, населенных пунктов, элементов планировочной структуры, элементов улично-дорожной сети из информационных ресурсов по учету имущественных объектов налогообложения Федеральной налоговой службой по субъектам Российской Федерации (далее – списки из ПОН КС). 1. Списки из ПОН КС направляются в органы местного самоуправления, органы государственной власти субъекта Российской Федерации (далее –ОМСУ) в качестве адресных сведений, которые необходимо разместить или актуализировать в ГАР в рамках проведения инвентаризации адресных сведений. 2. Списки из ПОН КС анализируются ОМСУ на предмет наличия адресных сведений в ГАР, после чего формируются уточненные списки адресов объектов адресации. На основе уточненных списков адресов объектов адресации, которые отсутствуют в ГАР, ОМСУ формирует Перечни адресных сведений, которые должны быть размещены в ГАР. При этом необходимо проводить нормализацию адресов объектов недвижимости в соответствие с утвержденной Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 года № 1221 «Об утверждении правил присвоения, изменения и аннулирования адресов» структурой адреса. При этом в уточняющем перечне целесообразно отмечать следующие ситуации: актуальные сведения об адресах и адресообразующих элементах; сведения об адресах и адресообразующих элементах, имеющих наименование и (или) написание отличное от адреса, установленного муниципальным документом о присвоении (изменении) адреса; сведения об адресах и адресообразующих элементах являющиеся дублями. 3. Сформированные перечни после их рассмотрения и согласования ОМСУ утверждаются в виде постановления (решения/распоряжения/приказа) и подписываются Главой муниципального образования. В случае выявления адресообразующих наименований, адресов объектов адресации, по которым муниципальные акты (акты субъектов Российской Федерации – городов федерального значения) отсутствуют, принятием вышеуказанных нормативных правовых актов признается легитимность адресов объектов адресации. При этом в случае выявления различных наименований адресообразующих элементов ОМСУ принимают решение об актуальном наименовании соответствующего адресообразующего элемента. 4. Актуализация и наполнение ГАР адресными сведениями на основании документов о инвентаризации, присвоении (аннулировании) адреса адресообразующим элементам и объектам адресации. Размещение и актуализация адресной информации в ГАР осуществляется с использованием программных средств федеральной информационной адресной системы (далее – ФИАС) лицами, зарегистрированными в ФИАС по установленным правилам. По окончании инвентаризации в конкретном муниципальном образовании ОМСУ направляют в территориальный орган Федеральной налоговой службы официальное письмо о завершении инвентаризации, в котором целесообразно указать объем проведенных работ и количество изменений, внесенных в ГАР по каждому объекту инвентаризации. Важно! Учитывать при работе по наполнению ГАР! 1. Необходимо проверять наличие в ГАР населенных пунктов и в случае выявления отсутствия населенного пункта и (или) неправильного (неточного) его наименования сообщать об этом оператору ФИАС (Управлению ФНС России по субъекту Российской Федерации). 2. Необходимо проверять наличие в ГАР планировочной структуры, улично-дорожной сети, номерной части. 3. При осуществлении контроля на факт наличия адреса объекта недвижимости в ГАР (по номеру дома, помещения, по наименованиям и типам адресообразующих элементов) учитывать и принимать однозначное решение по ситуации, когда один и тот же объект недвижимости адресован по-разному: дубли адресов домов, имеющих схожую номерную часть, но разный признак владения (дом/владение/домовладение/участок/здание). Например, дом №1 и домовладение №1; дубли адресов домов, имеющих практически схожую номерную часть. Например, Дом 41 корпус 1 и Дом 41 корпус 1 Литер А или дом 1 корпус 1 и дом 1/1; дубли адресов улиц, имеющих практически схожее наименование. Например, 2-я улица и Вторая улица. 4. По дублирующим адресным записям ОМСУ рекомендуется формировать отдельные списки (при необходимости согласовать с территориальным налоговым органом) для утверждения и принятия решения о внесении изменения в такие записи (редактирование, объединение или аннулирование), чтобы информация, связанная с этим адресообразующим элементом или объектом адресации, и используемая в других информационных ресурсах разных ведомств (Росреестр, ГИБДД, ПФР, ФНС и другими) подтянулась к адресообразующему элементу или объекту адресации с правильным наименованием. 5. Необходимо иметь ввиду, что сведения из ГАР используются многими органами государственной власти (Росреестр, ГИБДД, ПФР, ФНС и другими), а также организациями, при этом адресные сведения применяются в информационных ресурсах этих ведомств и организаций и подгружаются к их специфической информации, в связи с чем использование режима «удаление» адресообразующих элементов и адресов в ФИАС используется в исключительных случаях, когда объект адресации прекращает существование. Нормативные правовые основания проведения инвентаризации достоверности, полноты и актуальности содержащихся в ГАР Согласно статье 9 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ОМСУ необходимо: 1) проверить достоверность, полноту и актуальность содержащихся в ГАР сведений об адресах и при необходимости внести изменения в указанные сведения; 2) разместить ранее не размещенные в ГАР сведения об адресах, присвоенных объектам адресации до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Порядок проведения указанных мероприятий (далее – инвентаризация) установлен разделом IV Правил межведомственного информационного взаимодействия при ведении государственного адресного реестра (далее – Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2015 года № 492 «О составе сведений об адресах, размещаемых в государственном адресном реестре, порядке межведомственного информационного взаимодействия при ведении государственного адресного реестра, о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации». При этом, необходимо отметить, что срок проведения инвентаризации адресных сведений, установленный пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 22 мая 2015 года № 492 «О составе сведений об адресах, размещаемых в государственном адресном реестре, порядке межведомственного информационного взаимодействия при ведении государственного адресного реестра, о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», не является пресекательным и не исключает возможности проведения инвентаризации сведений об адресах, содержащихся в Государственном адресном реестре. Ответственными за проведение инвентаризации являются ОМСУ. При этом в соответствии со статьями 14, 15, 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: ОМСУ муниципальных районов присваивают, изменяют, аннулируют адреса объектам адресации, присваивают, изменяют, аннулируют наименования элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения), наименования элементам планировочной структуры в границах межселенной территории муниципального района; ОМСУ городского и сельского поселений присваивают, изменяют, аннулируют адреса объектам адресации, присваивают, изменяют, аннулируют наименования элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, местного значения муниципального района), наименования элементам планировочной структуры в границах поселения; ОМСУ городских округов присваивают, изменяют, аннулируют адреса объектам адресации, присваивают, изменяют, аннулируют наименования элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения), наименования элементам планировочной структуры в границах городского округа. При этом согласно части 4 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ОМСУ отдельных поселений (городских или сельских), входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с ОМСУ муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий. Таким образом, в отдельных муниципальных районах, учитывая организационные и технических возможности ОМСУ отдельных поселений (городских или сельских), проведение инвентаризации в поселениях (городских или сельских) может быть передано ОМСУ муниципальных районов. Объектами инвентаризации являются: - наименования элементов планировочной структуры; - наименования элементов улично-дорожной сети; - адреса объектов адресации, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации - города федерального значения или муниципального образования; - документы о присвоении, об изменении и аннулировании адресов объектов адресации и наименований элементов планировочной структуры и элементов улично-дорожной сети.